Психология бизнеса

Психология бизнеса

Психология бизнеса – довольно объёмное понятие, которое толкуется в нескольких смысловых конструкциях. Во-первых, под психологией бизнеса понимаются ментальные и поведенческие особенности ведения предпринимательской деятельности, характерные для какой-либо страны, этнической или социальной группы. К предпринимателям может быть различное отношение со стороны общества, наёмных работников, чиновников, коллег по цеху, профсоюзов, которое выражается в тех или иных суждениях, поступках, правовых формах. Психологию предпринимателей граждане могут одобрять или порицать, критиковать за недостаточное меценатство и спонсорство, обличать за эксплуатацию сотрудников или же вывод капиталов за границу. В то же время умонастроениями и практическими действиями бизнеса люди могут гордиться, говоря о инновационных подходах владельцев компаний, о их изобретениях, внедрении новейших технологий, делающих нашу жизнь лучше.

Иной смысл вкладывается в понятие обучение психология бизнеса как профессии. Специалисты и эксперты в этой области часто выступают как консультанты, имиджмейкеры, маркетологи и рекламщики, бизнес-тренеры, самозанятые и индивидуальные предприниматели. Для них анализ психологии руководителей, менеджеров предприятий, взаимоотношений работников, акционеров, сотрудников структурных подразделений, производителей и поставщиков, клиентов и потребителей, совместителей и аутсорсеров является повседневной работой, результатом которой становится улучшение корпоративной культуры, психологического микроклимата, повышение производительности труда и прибыльности компании.

Ещё одно направление – трактовка психологии бизнеса как науки. Она сформировалась как комплексная дисциплина, вобравшая в себя элементы менеджмента, экономики, социологии, культурологии, целого ряда других прикладных наук. Подобно тому, как менеджмент когда-то вышел из лона экономики (знаменитый Адам Смит не отделял управленческую деятельность от хозяйственной и предпринимательской, считая их чем-то единым и неделимым), так и психология бизнеса стала формироваться лишь в начале ХХ столетия как ответ на вызовы современности.

В своё время Фредерик Тэйлор совершил управленческую революцию в бизнесе, создав теорию и практику научного менеджмента. Он на простых и убедительных примерах показал, как можно увеличивать производительность труда в бизнесе, не прибегая к насилию, угрозам, забастовкам, снижению зарплат. Огромный вклад в совершенствование производственных отношений на новой основе внесли российские теоретики научной организации труда – А.А. Богданов, А.К. Гастев, Н.А. Витке. Их теории во многом базировались на психологии взаимоотношений, на психологии кадровой политики, изменения стимулов к труду.

К середине ХХ века товарные и сервисные рынки развились до того состояния, когда произведённый продукт легче было изготовить, чем продать. И тогда стал активно развиваться маркетинг, в котором интересы потребителя, его психология стали выходить на главенствующие роли. То, что думает потребитель при осуществлении или отказе от покупки, как он реагирует на рекламу, дизайн продукта, на те или иные торговые марки, образы, повседневное и престижное поведение – всё это оказывалось жизненно важным в поддержании конкурентоспособности и прибыльности бизнеса.

Научные подходы к продажам, управлению потребительским мышлением и поведением привели к росту потребности на специалистов и аналитиков в области бизнес-психологии, имевших профильное образование и научную подготовку. Появился спрос на учёных и экспертов в области психологии бизнеса. Это и стало вехой в появлении профильной науки, куда пошли люди из разных секторов и областей знания – из академической психологии, менеджмента, социологии, экономики, математического моделирования, информационных технологий.




Читайте также
Кованая оградка на могилу
Лучшие отели для семейного отдыха